ГОНки для вертикали

В честь своего 90-летия Гараж особого назначения (ГОН) устроил в Москве выставку автомобилей, на которых в свое время ездили первые лица государства. Она прошла в рамках Олдтаймер-галереи. «Собеседник» не упустил возможность приобщиться к истории легендарного кремлевского гаража.

В честь своего 90-летия Гараж особого назначения (ГОН) устроил в Москве выставку автомобилей, на которых в свое время ездили первые лица государства. Она прошла в рамках Олдтаймер-галереи. «Собеседник» не упустил возможность приобщиться к истории легендарного кремлевского гаража.

Ельцин возил егеря в багажнике

– Мы постарались представить здесь все, что можно собрать уникального по стране, – пояснил нам официальный представитель ФСО Сергей Девятов. – Начиная с музейных коллекций и частных собраний и заканчивая теми машинами, которые и сейчас находятся на службе в ГОНе.

Настоящую, на наш взгляд, гордость экспозиции мы обнаружили отнюдь не среди сверкающих хромовой отделкой «Бьюиков» и «Паккардов», бывших основными автомобилями ГОНа в 30-х годах прошлого столетия. Ею оказалась ярко-зеленая «Волга» ГАЗ 24-95. Эдакая попытка отечественного автопрома превратить привычную «Волгу» в полноприводный внедорожник. Таких машин было выпущено всего 5. От прочих «родственников» ее отличают высокая подвеска и огромные колеса. На этом монстре ездил охотиться в Завидово генсек Леонид Брежнев. Что характерно, в салоне все скромно, просто, практично.

Другое дело – охотничий «Мерседес» G 500 Бориса Ельцина. Кстати, именно с его приходом к власти для первых лиц стали закупаться машины этой марки. У всех предыдущих вождей «Мерсы» не пользовались особым спросом. Так вот, Ельцин к планировке салона своего джипа для отдыха подошел творчески. Вместо переднего сиденья рядом с водителем в машине установлен небольшой раскладной столик. А в багажнике первый президент России перевозил егеря – для него имеется откидное кресло.

Семье Дзержинского выделили «Победу»

Исторически сложилось так, что в парке ГОНа присутствовали в основном иномарки. Тот же император Николай II, чей парк лег в основу гаража, ездил на «Мерседесе Книхт-Вагене». Этот автомобиль, кстати, был оборудован первой в истории мигалкой. Конструкция ведрообразной формы могла издавать и звуковой сигнал.
Попытки пересадить госаппарат на отечественные марки начались при Сталине. В 30-х годах был создан ЗИС-101. За прототип, правда, взят был «Бьюик».

Первые два образца были готовы весной 1936 года. 29 апреля их доставили в Кремль к тов. Сталину. Он повелел установить в машинах перегородку, которая отделяла бы шофера от сидящих в салоне. Естественно, вождя послушались.

После ЗИС-101 на конвейере появился ЗИС-110, основой которого была опять же иномарка – «Паккард-180». В качестве образца для советского представительского авто его выбрал лично Иосиф Виссарионович. Согласно документам, 16 декабря 1947 года Косыгин представил Сталину проект постановления политбюро ЦК ВКП(б) о закреплении автомашин ГОНа за членами политбюро и членами их семей. Первым лицам досталось по три машины, среди которых неизменно присутствовал ЗИС-110. Вот семье тов. Дзержинского выделили скромную «Победу» М-20. Тройка авто, закрепленная за Сталиным, в перечне тщательно вымарана.

ЗИЛы резвее «Мерседесов»

Перевозка особо важных персон подразумевает и спецзащиту автомобиля. В 1982 году на заводе им. Лихачева приступили к созданию двух «тяжелых» авто – ЗИЛ-4105. Броневики были закончены 5 и 8 августа 1983 года. Один из этих автомобилей был уничтожен после испытаний на полигоне, второй остался на заводе, где затем было построено десять ЗИЛ-41051. Первый из этих автомобилей был сдан в ГОН 23 февраля 1985 года.
Несмотря на свою громоздкость и броню, эти авто спокойно разгонялись до 180 км/ч. А представленные ГОНом изящные современные бронированные «Мерседесы» ограничиваются 160 км/ч. Впрочем, еще в 1980 году председатель КГБ Юрий Андропов предложил ограничить скорость перемещения спецмашин по городу 90 км/ч. Это случилось после того, как в автокатастрофе погиб первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии Петр Машеров – его «Чайка» летела слишком быстро. С тех пор в «особом гараже» 90 км/ч считается эталоном безопасности.

Если новые броневики немецкого концерна и уступают ветеранам ЗИЛа в скорости, то в комфортабельности салона – это небо и земля. К услугам нынешних вип-персон куча всевозможных «плюшек» – от холодильников и баров до медиасистем. Их советским коллегам приходилось довольствоваться скромными рациями и радиоприемниками.

кстати

Днем рождения Гаража особого назначения официально считается 1 января 1921 г. Накануне, 31 декабря 1920 г., Совнарком распорядился выделить 5 машин, обслуживавших семью Ленина, из автобазы Совнаркома в «особый гараж». ГОН возглавил личный шофер Ленина Степан Гиль.

Рубрика: Авто

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика